В Usethics написали о том, как объединить подход персонажей и Jobs to be done

JTBD описывает потребности пользователя по формуле: когда X, я хочу Y, чтобы Z. «Когда я не знаю, как добраться до места (X), я хочу быстро узнать направление (Y), чтобы прийти, куда нужно (Z).

Во подходе персонажей первое место занимает персонаж: как Х, я хочу Y, чтобы Z. «Как турист (X), я хочу быстро узнать направление (Y), чтобы прийти, куда нужно (Z)». Персонажи рассказывают о пользователях продукта, а «работы» сообщают об их ключевых целях.

Подходы можно объединить: установки влияют на вероятность возникновения разных ситуаций, а ситуации влияют на конкретный опыт. На верхнем уровне — персонажи (основные типы пользователей), затем — «работы» (задачи персонажей в рамках определённых обстоятельств), а в основании — конкретные переживания пользователя на разных этапах пути.

У приложения-будильника ключевая работа — проснуться и встать вовремя. Используя JTBD, при редизайне мы не фиксируемся на конкретном решении в виде будильника. Человек может попросить другого человека разбудить или лечь спать заранее, чтобы проснуться самостоятельно и т.п.

Объединённый подход:

1. Выделяем типы пользователей. Думаем, какие индивидуальные особенности могут повлиять на их опыт выполнения работы (базовые шкалы свойств персонажей). Например: соседство с другими в спальне. Выдвигаем гипотезы о персонажах, но не наделяем их социально-демографическими характеристиками.

2. Проводим интервью, где оцениваем участников с точки зрения выделенных свойств, узнаём контекст, делим работу на составляющие («подработы»). Например: Подготовка ко сну → Планирование подъёма утром → Засыпание → Сон → Пробуждение → Подъём. Это не обязательно должна быть последовательность.

3. На интервью выясняем ключевые потребности и цели участника на каждом этапе. Важно, почему человек совершает те или иные действия.

4. Анализируем результаты, подтверждаем гипотезы о базовых шкалах свойств и персонажах, конкретизируем ключевую работу для каждого из них.

5. Составляем карту пользовательского опыта для каждого персонажа. В ней могут быть слои опыта: цели/потребности, опасения, действия, барьеры, инструменты, эмоции.

6. Profit (выявляем инсайты о проектируемом продукте).

https://medium.com/usethics-doc/b35d4174cea3

Core Protocols 2

На прошлой неделе я начал писать про Core Protocols и мы посмотрели на список Core Commitments. Если вы пропустили пост и не понимаете, о чем вообще речь, можете вернуться вот к этому посту — https://t.me/designgest/377.

Сегодня хочется перейти к самим протоколам. Но не хочется пересказывать 100% того, что вы и сами можете прочитать в статьях и книжках, а хочется подсветить части протоколов, которые кажутся наиболее интересными.

И первый протокол, о котором хочется поговорить — Check In.

Чек-ин чаще всего используется в начале встречи рабочей группы. Цель чек-ина — в заранее определенной форме поделиться мыслями и эмоциями по поводу ситуации, проекта, задачи с другими членами команды.

Иногда мы испытываем недовольство ситуацией в проекте, или у нас есть какие-то опасения, которые мы боимся или стесняемся высказать всей команде. Мы замалчиваем такие вещи или делимся с парой человек, но формально они остаются скрытыми от команды. В результате с каждым днем мы все дальше сдвигаемся от идеального пути. И только когда уже все становистя совсем плохо, начинаются разборы в духе «Я знал, что так и будет».

Чек-ин протокол предлагает простую схему для изложения чувств, он предлагает использовать всего 4 основные эмоции (напишу их на английском, чтобы у вас потом не было путаницы, если пойдете читать книгу):

GLAD (радость)
SAD (грусть)
MAD (бешенство)
AFRAID (испуг).

Ребята выделили именно эти 4 базовые эмоции, потому что считают, что они понимаются всеми однозначно, что снимает вопросы по поводу разного толкования одних и тех же слов разными людьми.

Плюс комбинацией этих базовых эмоций можно получать описание более сложных эмоций. Так например, EXCITEMENT = GLAD + AFRAID.

Стандартные правила для чек-ина следующие:
1) высказывать свои чувства без оценки и цензуры. Можно объяснить причину, по которой вы испытываете конкретные эмоции. Нельзя преуменьшать свои эмоции, говоря, например: «немного грустно».
2) нужно говорить только о своих эмоциях
3) с уважением слушать чек-ины других
4) не обсуждать и не ссылаться на чек-ины других, если нет явного приглашения для этого.

Интересно было бы посмотреть на запись какого-нибудь реального чек-ини, но сходу найти не удалось. В целом, можно по разному относиться к этой практике, но выделение 4 базовых эмоций для описания своего текущего состояния, кажется рабочей штукой.

Вы можете даже сами с собой зачекиниться прямо сейчас, попытавшись описать свое текущее состояние по поводу вашей работы/проекта/ситуации, выделив те из 4 эмоций, которые испытываете и подумать, почему именно они выделились сейчас.

Энтони из UX Movement написал, как показать в переключателе, какой вариант выбран.

В двухпозиционном переключателе выбранный вариант обычно выделяется инвертированным цветом. В этом случае варианты слишком сильно отличаются и непонятно, какому из них уделено особое внимание (какой выбран).

Вместо инвертирования цвета может быть:

  • лёгкое затенение цвета заливки,
  • более жирная и тёмная обводка,
  • полужирное начертание текста.

Выбранный вариант выделяется сразу несколькими способами, а невыбранный — выглядит минималистично.

https://ux.pub/pochemu-knopki-pereklyucheniya-toggle-buttons-sbivayut-s-tolku/

Десять советов: как развивать себя

Научись любить себя настолько, чтобы недостатки собственные, профессиональные, казались тебе важной задачей для перемен, усилий и изменений. Без любви к себе не бывает результатов в работе над собой.

Не оценивай себя. Дай это другим. Не думай о результатах, а только о средствах достижения. Правда, негативный результат — это тоже уровень достижения. К этому надо быть готовым. Учись принимать неудачи достойно — исправляя ошибки.

Учитесь переключаться на другие задачи. Развивая себя можно легко впасть в скуку. Всегда имейте пару альтернативных дел, в которые можно уйти с головой, но при этом отдохнуть от саморазвития. Отдых — это важная часть успеха в работе. Усталому быстрее становится скучно, обидно за себя. Умение отдыхать — это практика наполнения себя энергией и вдохновением. Скучный и усталый неудачник никому не нужен. Отдыхай, чтобы круто работать.

Выброси из головы идеалы. Часто люди фанатеют с крутых спортсменов, иллюстраторов или дизайнеров. Это высокие ориентиры, которые нужны, но совершенно излишне их сравнивать с собой, пока вы только приступаете к работе над собой. Позже за них возьметесь.

По дизайну самого себя всегда будут правки. Сначала начни с композиции собственных способностей, пойми какие навыки у тебя не требуют усилий, пойми свои достоинства и преимущества, перечисли развитые способности. Работать стоит только с недостатками и слабостями.

Определи области в которых тебе нужно углубление знания, где нужно практиковаться больше, где не хватает опыта. Точно знай и области, в которых тебе будет достаточно только широкого представления о предмете, его связи с другими областями жизни.

Представь себе букву Т. Это модель в которой часть твоих умений и их глубина, зависит от широты кругозора. Чем больше связей ты можешь увидеть в окружающем тебя мире, пусть поверхностно, тем больше будет твое понимание, что нужно углубляться в одной из областей или качестве.

Возможно, это будет просто дисциплина, умение соблюдать график, соблюдать режим. Это качество может здорово помочь во всех областях жизни, но осознать это можно только широко понимая, как все вокруг взаимосвязано.

Не жди быстрых результатов. Но работай над тем, чтобы даже малым успехам уделить внимание и оценить. Важно уметь подмечать прогресс, иначе рутина и монотонность могут быстро выдавить тебя из колеи, в которой ты медленно, но развивался.

Всегда будут люди вокруг, которые тебя отговорят от перемен, от усилий, от упорной работы. Они скажут, что вам и так хорошо. На самом деле они не хотят, чтобы ваш успех здорово колол их самолюбие и доказывал им очевидное — ты смог, а они нет.

Рисуйте план. Именно рисуйте, линии, этапы, визуализируйте образы, создавайте как гиперболы, так и точные и измеряемые параметры. Визуальный образ линии, календаря, круга в котором вы из прошлого на старте можете встретить себя развитым и изменившимся на финише задуманного вами цикла. Это отличные истории о себе. Нужно видеть план, держать его для анализа. Часто проделанная работа не видна, поскольку она не сопоставляется с планом, а прошлое быстро забывается.

Хорошо разберись в себе. Играй на своих недостатках. Опаздываешь? — Назначай себе встречи за час до начала и спокойно опаздывай на эту «обманку», полюби это неторопливое чувство, что ты не торопишься, но и не опаздываешь. Тебе важна личная оценка себя или признание твоих заслуг окружающими? Если ты достигнешь своей цели полностью, то подумай, как ты будешь себя чувствовать, но главное — как это может повлиять на твои отношения с людьми вокруг.

Надо ли тебе развивать себя? Зависит от душевной потребности и жизненных обстоятельств. Главное, понимать почему это развитие делает тебя интересным самому себе. Интересным своими новыми возможностями, пусть даже скрытыми от окружающих. Важно, уважать и ценить себя, просто за этот скромный личный прогресс, за час в неделю, когда есть время на изучение новых инструментов, пару часов на чтение и применение этих минимальных новых знаний на практике.

Презентация CMO Яндекс.Такси Даши Золотухиной

Одна из проблем, с которой борется команда маркетинга Я.Такси — перераспределение трафика между брендами и каналами (каннибализация). Суть — у бизнеса есть 2 сильных бренда (Я.Такси и Убер). Нужно научиться правильно распределять трафик между ними. Кроме того, есть десятки каналов привлечения трафика и нужно понять какие из этих каналов приводят новых пользователей, а не просто "воруют" органический трафик.

Предложенные решения:

  • разное позиционирование для брендов. Например, Uber для более молодых. Запуск и продвижение тарифа Uber Night привел к росту(+55%) ночных поездок и увеличил (+32%) узнаваемость среди ЦА.
  • сделать списки ремаркетинга отвалившихся клиентов одного бренда и предложить им второй бренд,
  • плановое (в несколько этапов или несколько партнеров) отключение рекламной закупки для снижения каннибализации в платном трафике

Интересная информация:

  • более 50% пользователей мультиаппят (используют несколько приложений для вызова такси),
  • конверсия в первую поездку Uber через канал Тик-Ток - 41%,
  • дождь приносит до +22% рост органики в Я.Такси.

Метод гипотез в решении технических задач

Бывают такие задачи, в которых решение очевидно не сразу. Скажем вы накопили третью сотню гигабайт в базе, и приложение начинает глючить, а в какой именно части: кеш, код, база или сеть — непонятно. Или новый апдейт яндекс-метрики перестает считать внутренние переходы внутри вашего SPA.

К таким непонятным задачам нельзя относиться, как к обычным — планировать время на них время в календаре, и давать чётких обещаний. Когда способ решения не очевиден, есть вероятность, что вы с ними закопаетесь, сорвете сроки и устанете.

Вместо результата у непонятных задач лучше фокусироваться на процессе. К примеру, можно пообещать проверять по одной гипотезе раз в два дня. Садимся, и раз в два дня выдвигаем гипотезу, скажем «я считаю, что виноват redis, потому что он иногда падает, а потом долго грузит сохранённые данные с диска».

Дальше садимся и проверяем гипотезу: как быстро запускается redis с сохранёнными данными? А под нагрузкой? Может избавиться от промежуточных сохранений кеша и вообще отключить сохранение? Придумали эксперимент, запустили проверку — и на пару дней переключаемся на другие задачи.

Таким образом мы избегаем судорожного ковыряния в кишках инфраструктуры в попытках успеть рандомно назначенному дедлайну. Небольшое увеличение календарных сроков при таком подходе вполне стоит вашего спокойствия: обычно таким образом работают с не очень критичными проблемами — причины больших поломок, которые сильно влияют на бизнес, очевидны сразу.