Андрей Шапиро написал серию статей о методологии сбора требований и планирования релизов программного продукта User Story Mapping

Часть 1. Пользовательская история: https://medium.com/xraizor/b0b0d724d77e

Карта историй создаётся для нового продукта или когда существующий продукт надо частично или полностью переделать, и требуется описать объём имеющейся функциональности.

На входе метода: гипотезы состава стейкхолдеров, их интересов и основных планируемых эффектов ближайшего релиза. Хорошо, если есть картирование процессов в форматах Customer Journey Map или Service Blueprint.

На выходе: набор задач на проектирование и разработку, привязанных к пользовательским историям.

Методика предлагает фиксировать требования в виде двухмерной карты, где карточки с пользовательскими историями располагаются в хронологическом порядке, а соответствующие им задачи расположены под ними по мере роста глубины проработки.

Любая пользовательская истории записывается для действующего лица: персоны или функциональной роли в системе. Близкая методика Use Cases лишена эмпатии к человеку, для которого создаётся программа.

Важно:
— Чтобы в истории было и действие, и его ценность для действующего лица;
— Не фиксировать определённый образ достижения полезного действия, чтобы не мыслить готовыми решениями. Избегайте названий интерфейсных элементов и паттернов.

Часть 2. Алгоритм проведения и рекомендации для ведущего: https://medium.com/xraizor/9a90beb2ff57

Часть 3. Чистка историй от ложных требований. Критика метода: https://medium.com/xraizor/2f7bd967a54a

Прокачка

В британке, помимо основного проекта, есть возможность реализовать небольшие концепции на прокачку визуальных скиллов, они так и называются — прокачки.

Одна из таких прокачек была посвящена теме транспорта: необходимо было выбрать бренд автопроизводителя и с привязкой к их айдентике сделать концепт приложения.

Я выбрал мототему и хонду в виде бренда. Это концепт, который графически завязан на логотипе, тут практически нет продукта и UX-а.

Но зато есть небольшая предыстория:
Приложение предназначено в первую очередь для мотоциклистов, которые любят кастомизировать свои байки под старину, в частности, под стиль кафе-рейсер — тип классических мотоциклов, у которых, ради скорости, демонтировано все лишнее. Нередко под раздачу попадает и приборная панель — обычно вместо неё используют смартфон.

Идея
Смартфон способен исполнять не только основную функцию приборной панели — показывать скорость. Также, он способен показать и другие важные в дороге параметры: направление движения, загруженность дорог, а еще — очень важную для мотоциклистов информацию — погоду.

В подобных ретро-проектах обычно отсутствует и топливный датчик, поэтому в приложении предусмотрен одометр, который отсчитывает пройденные километры, и, в зависимости от объема бака, сигнализирует о скорой нехватке топлива. После заправки одометр нужно просто обновить до нуля и ждать нового сигнала

Шот на дриббле:
https://dribbble.com/shots/4714587-Honda-s-app-concept-for-motorcycle

Советы по общению, речи и зачем быть похожим на крокодила, о которых вы не просили.

— Все тренеры по ораторскому мастерству учат форме выступления, правильной речи, звучанию, позам, а реальная жизнь нам ставит задачи — быть убедительными, осмысленными и понятными, даже имея не самую грамотную речь и приятную дикцию.

Скажу прямо, артистичным, харизматичным и грамотным у нас принято не доверять. Умным и убедительным с бархатным голосом быть подозрительно. А вот неказистым, сомневающимся, но твердо аргументирующим свои мысли, решения, гипотезы и пытающимся найти искренние слова у нас доверяют, такая культура, социальные и культурные коды.

— Говорите просто. Не усложняйте разговор терминологией. Любая технология может быть переведена в понятный набор сравнений и перечисления пользы для человека, а это бывает крайне убедительно. С другой стороны, в профессиональной среде иногда бывает принципиально понимать специфический язык слов профессионализмов, которые упрощают понимание предмета обсуждения, но делают для непосвященных разговор очень комичным и малодоступным для понимания.

— При переговорах важно быть похожим на крокодила в воде. На поверхности только ваши глаза и ноздри. Слушайте собеседника, дышите ровно. Даже если не согласны — крокодил в воде, совсем не время показывать зубы или оседать на дно. Незаметно приближайтесь к вашей цели.

Главное, умейте слушать (пометки в блокнот, тезисы), внимательно смотреть и понимать в чем позиция ваших оппонентов. Не старайтесь на каждое утверждение формулировать свое. Задача переговоров это постепенное достижение согласия. Поняв принципы собеседника им будет проще манипулировать. Надо только немного побыть крокодилом. Спокойным, внимательным, готовым.

Продолжение позже…

Хочу с вами сегодня поделиться несколькими правилами, которые помогают держать мой календарь (и встречи) под контролем.

1. У нас в команде есть no meetings Wednesday - день без встреч. Это договоренность с командой, что в этот день встречи мы не назначаем и полностью блокируем день. Очень крутая штука для фокуса! Важно, что такая традиция должна уважаться не только другими людьми в вашей компании, но и вами самим: если вам прилетает приглашение на этот день, обязательно спрашивайте – насколько это срочно? В большинстве случаев люди спокойно готовы подождать несколько дней.

2. Я также блокирую как минимум один часовой слот в день под сфокусированную работу и бронирую "встречи" на то время, когда я недоступна (например, с 6 до 10 вечера). Еще лучше, если на то время, когда вы хотите уходить с работы, у вас стоит какое-то занятие (например, спорт).

3. В пятницу вечером я смотрю на свое расписание на следующей неделе и стараюсь, чтобы все встречи организовывались в блоки. Если у вас 3 встречи и между ними по получасовому перерыву, это крайне непродуктивно: скорее всего, все эти перерывы вы либо будете прокрастинировать (так как не сможете быстро переключить контекст), либо сделаете какие-то мелкие дела типа проверки почты. Если же переставить встречи в один полуторачасовой блок, у вас появится дополнительный час, который можно потратить уже на более крупные задачи.

4. Я никогда не участвую во встречах, где непонятна повестка и ценность от моего участия. Если прилетает приглашение типа "Анна-Антон" или "Проект Х", я всегда отправляю автоматический ответ – а какая цель у этой встречи и зачем я вам там нужна? Удивительно, но часто этот вопрос приводит к тому, что вся встреча отменяется, и вопрос решается в другом формате (через чат или таски, например).

5. Дефолтная продолжительность моих встреч - 25 минут; 5 минут на то, чтобы осмыслить action items и переключить контекст на следующий митинг.

6. Если вы идете на встречу, уважайте своих коллег: будьте вовлечены в дискуссию, не сидите в телефоне и закройте-таки свой ноутбук.

@proproduct

Хочу вам сегодня рассказать про две книжки, которые недавно прочитала

Первая – "Принципы" Рэя Далио, вторая – "Creativity, Inc" Эда Кэтмелла.

Обе книги – про то, как построить с нуля компанию и создать в ней "свою" культуру. Обе – от практиков, основателей, которые сами прошли весь путь и теперь делятся опытом. И при этом обе книги – бесконечно разные, начиная от стиля повествования и заканчивая самими подходами к лидерству и руководству.

Сразу спойлер: этически и идеологически мне ближе то, о чем пишет Эд, чем то, о чем пишет Рэй, и это определило мое восприятие этих книг. Это мое субъективное мнение, и для кого-то все может оказаться совсем наоборот.

Рэй Далио – создатель одного из самых успешных хедж-фондов Bridgewater Associates. Его книга – это, по сути, монолог о том, как он принимал решения, делал ошибки, строил компанию: первая часть – это его автобиография, вторая – принципы, которые он вывел для себя в течение жизни. Мне это напомнило книгу The Hard Thing about Hard Things (https://t.me/proproduct/681), где первая половина была утомительно детальной, а вторая – сугубо теоретической. Получилось, что эти финальные постулаты оторваны от доказательной базы, поданы как набор некоторых философских утверждений, многие из которых не особо оригинальны и уже не раз звучали в других книгах про менеджмент. Мне такое читать скучно: я не верю автору на слово, я хочу с ним живой дискуссии через книгу – а это создается через описание процесса мышления, проб и ошибок, через которые он прошел. Это частично есть в первой части, но с точки зрения структуры текста не соединено со второй.

Напротив, Эд Кэтмелл, президент Pixar и Walt Disney Animation Studios, рассказывает историю. Его размышления и принципы удачно вплетены в общую канву повествования, с большим количеством примеров из его работы в качестве руководителя. Изначально книга читается как документальный роман о создании Pixar, но в итоге ты остаешься с миллионом записей и мыслей о лидерстве. И, что было особенно важно для меня, о лидерстве в креативных индустриях. Многие книги о менеджменте написаны людьми, которые работали на производстве или пытались сделать его более эффективным. Да, конечно, креативность тут важна в верхах, но менеджмент в большинстве случаев сводился к оптимизации расходов/доходов. Люди в этих условиях – не больше, чем ресурс. Таичи Оно и его изобретения в Toyota, безусловно, гениальны, но стоит ли проводить аналогию с разработкой продуктов? Правда ли, что у нас такой же конвейер, и все сотрудники одинаковы и заменимы?

Я считаю (и мой предыдущий опыт подтверждает), что лучшие продукты создают креативные коллективы, не конвейеры. И это значит, что тут нужен совершенно другой подход. В книге Эда Кэтмелла огромное количество советов на эту тему: как создать пространство для креативности, как дать людям свободу и автономию, как при этом укладываться в сроки и бюджеты. Это уникальный кладезь идей для любого менеджера в нашей индустрии. Я думаю, что перечитаю эту книгу еще раз через несколько лет и найду в ней какие-то новые смыслы и мысли.

Рэй Далио пытается проанализировать все аспекты работы, свести все к метрикам и понятным фреймворкам. Это вполне естественное желание: нашему мозгу так проще, кажется, что все под контролем, – вспомнить про тот же тейлоризм. Эд Кэтмелл выводит нас на другой уровень и говорит, что менеджер должен осознать и принять – многие вещи не подвластны нашему контролю.

“If you’re sailing across the ocean and your goal is to avoid weather and waves, then why the hell are you sailing?”

Знайте про производственный менеджмент, учитесь креативному лидерству ^_^

Три важных слова

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ТОЛЬКО НАЧАЛОСЬ, И У РЕБЯТ ЗА СТОЛОМ ЕЩЁ МНОГО ОТЛИЧНЫХ ИДЕЙ. Но мне нравится та версия, с которой на встречу пришел я сам. Она мне кажется просто безупречной, и лучше придумать им явно не удастся. Так иногда бывает, что ты вроде участвуешь в разговоре, слушаешь доводы и аргументы, но внутри уже все решено. И ты камень. Скала. Какие бы ни возникали идеи, они для скалы как капли дождя. Как ветер или тонкий слой пыли. Снаружи могут покрыть, но внутрь проникнуть – нет. Благодарю всех, заканчиваю встречу и предлагаю перейти к реализации моего плана, предвкушая большой успех.

Чем старше мы становимся, тем больше разного нам удается делать хорошо. Быть разумными, надевать шапку, принимать спокойные решения и выбирать важное вместо срочного. А когда ты знаешь, что многое делаешь хорошо, легко стать заложником своего авторитетного мнения. И чем ты кажешься себе сильнее, тем сложнее сказать тебе три простых слова, цена которых может быть очень высока. Можно потратить уйму времени, ресурсов, поставить под угрозу людей, углубиться в самые дебри и запутать все окончательно. Лишь бы не расставаться с ней. Со своей точкой зрения, защищая ее любой ценой. И если ты только кажешься сильным, то, скорее всего, будет именно так. А вот действительно, есть ли сила внутри, узнать очень просто. Только сильный может сказать всем вокруг три важных слова: «Простите, я ошибся».


Это был фрагмент из письма Splat №152