10 принципов этичного UX-дизайна

10 принципов этичного UX-дизайна

Использование честного UX-дизайна для создания надежного и заслуживающего доверия опыта.

С ростом темных паттернов в UX никогда еще не было так важно, чтобы продукты, которые мы разрабатываем, были честными и надежными.

"Чтобы быть убедительным, мы должны быть правдоподобными; чтобы быть правдоподобным, мы должны быть достоверными; чтобы быть достоверным, мы должны быть правдивыми". - Эдвард Р. Марроу

Темный UX - это когда дизайнеры создают опыт, который подталкивает пользователей в направлении, отвечающем интересам компании, а не пользователя.
Вместо того чтобы обманывать пользователей с помощью темных шаблонов, мы можем создать доверие к себе с помощью этичного опыта, который ставит интересы пользователя на первое место, даже в ущерб краткосрочной выгоде.

Джошуа Портер пишет в книге "Честные интерфейсы": "Когда часть нашего продукта сбивает с толку, вводит в заблуждение или вызывает подозрения, доверие пользователей начинает ослабевать. Когда прокрадывается даже малейший намек на плохое поведение, пользователь уже начинает отказываться от дальнейшего взаимодействия."

1. Уведомить меня

Слишком часто компании полагаются на то, что пользователи регистрируются на бесплатную пробную версию, а затем забывают о ней, в результате чего им приходится платить за подписку.

Мы должны информировать наших пользователей и давать им возможность отменить подписку после бесплатной пробной версии, если она им больше не нужна.

А еще лучше, если вы предлагаете бесплатную пробную версию, вообще не запрашивайте кредитную карту.

Информируйте своих пользователей каждый раз, когда с них собираются снять деньги.

2. Выделяйте негативную информацию

Вместо того чтобы оставлять на усмотрение пользователя информацию о возможных негативных аспектах решения, которое он собирается принять, она должна быть предельно ясной.

Мне нравится, как Airbnb информирует меня о том, что у хозяина, у которого я бронирую жилье, нет детектора угарного газа, и я не могу устраивать вечеринки. Они могли бы легко скрыть эту информацию, но они подчеркивают ее, чтобы убедиться, что вы принимаете решение, которое вас устраивает.

3. По умолчанию выбирайте наиболее безопасный для пользователя вариант.

Слишком много форм автоматически ставят галочку в маленьком квадратике, который приглашает вас в их рассылку. Я не хочу присоединяться к вашей чертовой рассылке!

4. Опыт важнее дохода

Добавление функции, которая приносит пользу вашим пользователям, а не вашей прибыли, может принести вам убытки в краткосрочной перспективе, но ваши пользователи будут любить вас за это в долгосрочной перспективе.

Я ценю то, что Lyft добавил функцию для общественного транспорта. На первый взгляд может показаться, что это противоречит их бизнес-модели, потому что если вы едете на автобусе, то вы не едете на Lyft. Но Lyft, вероятно, добавил эту функцию, потому что это делает пользователей лояльными к их платформе и, скорее всего, они будут использовать их приложение для любых транспортных нужд в будущем.

5. Прозрачность цен

Что вы видите, за то и платите.

Разве вам не противно, когда вы добираетесь до кассы, а там, как по волшебству, оказывается на 15 долларов больше, чем вы ожидали? Слишком часто в электронной коммерции рекламируется одна цена, а потом, когда вы добираетесь до кассы после уплаты налогов, сборов и доставки, она оказывается значительно дороже.

6. Прекратите рассылку спама

Ничто не заставляет меня удалять приложение быстрее, чем спам-уведомления.

Уважайте время пользователя, отправляя только самые нужные уведомления, когда это необходимо. Также важно, чтобы пользователи могли быстро и легко настроить свои предпочтения в отношении уведомлений.

А если на уведомление не отвечают по истечении определенного времени, значит, оно не справляется со своей задачей и должно быть отключено автоматически. Это никому не приносит пользы.

7. Прозрачность конфиденциальности

Перестаньте прятать все за политикой конфиденциальности.

Если вы собираете ценную информацию, то я должен знать об этом и дать свое согласие. Вы можете подробно описать детали в политике конфиденциальности, но очень некрасиво, когда компания прячет важную информацию в документе, который никто не читает.

8. Честные предложения

Если на вашем сайте постоянно проводятся распродажи, перестаньте делать вид, что это новогодняя распродажа, которая закончится через два часа.

Будьте честны со своими пользователями в отношении акций и не проводите одни и те же распродажи постоянно. Фальшивые акции - верный способ потерять доверие.

9. Сделайте отмену заказа легкой, как пирог

Мотель для тараканов - это мрачный UX-шаблон, который позволяет очень легко попасть в ситуацию, а затем раздражающе трудно из нее выбраться.

Если я подписался на ваш продукт, сделайте так, чтобы ликвидировать его было очень просто.

Мне не нужно звонить на линию поддержки, отправлять электронное письмо, читать FAQ или общаться с агентом. Просто дайте мне чертову кнопку с надписью "отменить" и позвольте мне жить дальше.

10. Спрашивайте разрешения

Спрашивать разрешение, прежде чем добывать или продавать данные, связываться с друзьями, размещать информацию в профиле пользователя или делать что-либо подобное, - это правильное решение.

Вместо того чтобы быть хитрым и просить импортировать контакты, которые вы потом будете спамить, скажите, для чего вы будете использовать это разрешение, и будьте честны.

Не предпринимайте никаких действий от имени пользователя в фоновом режиме без его согласия.

Лишние люди на совещаниях

— Что сейчас обсуждать будем?
— Не знаю точно, вроде, какую-то новую систему с разработчиками.
— А, понятно — новые технологии!
— Да, когда только работать успевать!?

Такой диалог я слышал много раз перед обсуждением проекта или дизайна с заказчиком. У многих больших компаний, а особенно у госов в ДНК заложено: позвать как можно больше людей на совещание. И вот сидит целая толпа и обсуждает то, о чём ещё 5 минут назад многие даже не знали.
Эффективность такого совещания очень сомнительна: активничает 10% участников, а остальные ждут, когда закончится и думают: лишь бы слово не дали. Если молчуну дадут слово, то в лучшем случае, он скажет, что добавить нечего. В худшем — начнет на серьёзных щах фантазировать и предлагать ерунду или суперфункции.

Хуже всего, когда лишних людей позвали обсуждать дизайн 🤦‍♂️ — случайные люди не всегда молчат. Включается синдром актёра — позвали критиковать, значит надо критиковать. А это же дизайн — в нём все "сильные критики".

Если в вашей команде бывают совещания, на которых не все участники активны — возможно, вы попусту тратите ресурс. Небольшое количество вовлечённых в процесс людей будут гораздо эффективнее толпы.

Чтобы совещание удалось:

  • Нужна повестка — все могли заранее подготовиться и прийти с обратной связью или мнением. Надо избегать совещаний без контектста.
  • Не нужны молчуны — все, кого позвали были активны. Кто отмалчивался — не надо больше звать в эту тему.
  • Нужны зафиксированные итоги — с ними можно ознакомить остальных, да и в целом полезно зафиксировать. О навыке резюмировать итоги обсуждений есть отдельная заметка (https://t.me/proudobstvo/187).

В общем, обсуждать должны те, кого тема драйвит и мотивирует. Случайные участники совещаний только случайно могут быть полезны, а чаще они бесполезны или вредны.

Производственное мышление

Производственное мышление — страшная штука если оно влечет за собой отрицание других систем компании: менеджмент не нужен, маркетинг бесполезен, продажи = впаривание, мотивация и другие высокие материи — бред.

Выражается это в том, что собственник или руководитель пренебрежительно, скептически, а иногда и оскорбительно относится к соответствующим отделам компании или подрядчикам. У нас недавно была встреча с компанией, на которой человек от производства с порога умудрился обидеть менеджеров, заявив что «продаваны все время что-то втюхивают» — хорошее начало беседы с партнерами.

Итог такого подхода: бессистемное восприятие компании. Отсутствие жизненно необходимых отделов в компании. Недостаток компетенций за пределами производства. И неуспешность компании как следствие.

Лечить это сложно. Если человек уверен, что работать можно только руками, а не головой — переубедить почти нереально. Можно попробовать расширить понимание технологического цикла. Ведь это не только изготовление изделий или оказание услуг. Это более длинная цепочка от анализа рынков до продвижения и продаж. Дизайн, маркетинг, продажи — просто участки производственной цепи.

Кратко про решение

То, что наше решение ляжет в плоскость именного мобильного приложения было ясно практически сразу, но мы до последнего предпринимали попытки думать, что это не так.

После нашего исследования мы поняли, что наиболее неоптимизированный процесс, отнимающий кучу сил у исследователей и аналитиков — опрос с картой. При этом, когда мы задали этот вопрос заказчику, он ответил, что с их стороны самый костыльный метод — наблюдение, так как никакого? даже отдаленно похожего инструмента? сейчас нет, все на коленке: сначала бумага, потом специализированный и довольно сложный софт.

Справедливости ради скажу, что, в итоге, мы разделились по методам, и каждый делал свою часть. Поэтому какое-то решение я опишу более подробно.

Итак, наблюдение — метод, который со стороны полевика, вполне удобно делать на бумажной карте, один из респондентов на интервью рассказал о том, что ему удобнее делать быстрые пометки на бумажной карте, а затем, уже дома, все вдумчиво заполнять на компьютере. И если наблюдатель будет вести подробную запись прям в поле — это будет долго и не очень удобно.

Соответственно, нужно было решить, как сделать работу таких пользователей ещё проще, чтобы инструмент, с которым бы они работали, требовал минимум усилий. Как бумага, только круче.

Идеальное решение, когда инструмент сделает всю работу сам: сфотографирует, укажет геопозицию, поможет определиться с классификацией проблемы, чтобы пользователю осталось только добавить краткий комментарий.
Как сделать все эти шаги минимальными усилиями... конечно же при помощи дополненной реальности!
Наводим камеру на неправильно припаркованный автомобиль, ставим виртуальный пин, тем самым указываем точное местоположение проблемы, камера телефона угадывает, что это автомобиль, предполагает доступные варианты ошибок: при этом пользователь не видит огромный чеклист всех возможных вариантов, а лишь один или парочку близких по смыслу категорий; пользователь выбирает подходящую ошибку тапая по экрану.
Таким образом, после выбора нужной категории ошибки, телефон уже знает её геопозицию, автоматически делает фотографию и помогает определиться с категорией, то есть 3 из 4 обязательных шагов заполняются автоматически. Пользователю остается только написать комментарий к ошибке, а ещё лучше, сказать его голосом.
За счет того, что большую часть нагрузки берет на себя телефон, всё внимание наблюдателя может быть сосредоточено на исследуемой улице.

Но что делать с проблемами, которые не укажешь одной только точкой? Например, отсутствие тротуара на протяжении всей улицы, или область с повышенным трафиком пешеходов?

Протестировав приложения в которых используются технологии дополненной реальности, стало ясно, что такие трудные задачи вполне возможно реализовать. На прототипе ниже как раз показан такой случай. Предположим, полевику необходимо выделить целый участок улицы с повышенным трафиком пешеходов, он при помощи камеры строит в пространстве полигон:

В какой последовательности ведётся исследование?

Глобально, исследования сводятся к тому, чтобы зафиксировать интенсивное и повседневное использование территории, поэтому вся работа строятся для удовлетворения этих требований.

Первым методом полевых исследований всегда идёт наблюдение, так как оно позволяет выявить слабые стороны заданного участка, и уже на основе наблюдения строится все дальнейшее исследование.

Например, наблюдения могут выявить важную точку, которую часто используют люди, в этой точке также найдено большое количество проблем: переход в неположенном месте, неудобно расположенная остановка, выход людей на проезжую часть — в этом случае принимается решение провести опрос, чтобы выяснить в деталях, что является центром притяжения, по какому маршруту перемещаются люди.

Когда наблюдения выявляют частый переход дороги в неположенном месте — проводят подсчёт, чтобы выяснить распределение потоков.

Смысл исследований в том, чтобы полученная информация в обработанном виде поступила в руки архитектору, для принятия им решений по проекту. Поэтому все дополнительные исследования применяются тогда, когда возникает необходимость обосновать те или иные проектные решения, то есть, в тех случаях, когда становится ясно, что проблема раскрыта не полностью и нужны дополнительные аргументы.

Полезная привычка: всегда обьяснять правки

Нет ничего хуже редакторских правок без объяснений.

Лучше всегда рассказывать, что вы там натворили в макетах (или где вы там работаете). Устно или письменно на полях — без разницы. Вот почему это в ваших же интересах:

— Меньше рассинхрона. Конечно, если дизайнер норм, он задаст вопросы, когда что-то покажется странным. Но может понять причину правки по-своему и не задать.

— Дизайнер будет лучше понимать какого рода проблемы с вами решать, не будет использовать только как корректора.

— Больше уважения к вашим правкам. Необоснованные правки легче отбросить. Если вы хотите, чтобы ваша работа увидела свет, надо их защищать.

Короче, объяснения — часть товара, который продаёт редактор.